Опечатки пальцев

Свидетельства будущего очевидца, или очевидца будущего

Previous Entry Share Next Entry
Авиагородок. Тушино. Автобус №13.
m_moransy

В 1935 году в Авиагородок начинает ходить автобус №13. Его остановочные пункты на этот год найти не удалось, однако, в 1936-м году (канал еще не пущен, тоннель 410 не достроен, поезда следуют еще по старой трассе Бел.-Балт. (Рижской, Виндавской) ж.д. Перенос движения на новую трассу - 4 или 5 августа 1936, запуск тоннеля 30-31 июля 1936 года).

Согласно справочнику «Вся Москва» маршрут имел следующие параметры:


Комсомольская площадь - Авиагородок

Путь следования: Комсомольская пл., Красноворотская пл., Кировские ворота, ул. Кирова, пл. Дзержинского, Театральный пр., пл. Свердлова, Охотный ряд, ул. Горького, Ленинградское шоссе, Волоколамское шоссе, дорога на Авиагородок.

Остановки: Комсомольская пл., фабрика «Большевичка». – Красноворотская пл. – Б. Козловский п. – Кировская пл. – Банковский п., пл. Дзержинского, Неглинная ул. – Пл. Свердлова. – Охотный ряд, Советская пл. – Пушкинская пл. – Дегтярный п. – Площ. Маяковского. – Александроневский п. – Тверская заст. – Фабрика-кухня. – Ст. Башиловка. – Боткинская больница, Стадион «Динамо», Петровский парк. – Академия воздушного флота. – Стрельнинский п., Лазовский п. – 2-я Инвалидная ул. – Профшкола инвалидов. – Завод «Изолятор». – поселок «Сокол». – Институт МАИ. – Коптево. – Покровское-Стрешнево. – Покровское-Глебово. – Прядильная фабрика. – Поворот на авиагородок. – Переезд М.-Бел.-Балт.ж.д. – склады Заводстрой. – Авиагородок.

В этот период (с 1935 по август 1936, судя по всему, автобус между позднейшей больницей МПС и ул. Свободы следует по старой трассе Волоколамского шоссе через путепровод над М.-Бел.-Балт.ж.д., за которым поворачивает на авиагородок, и еще раз пересекает М.-Бел.-Балт.ж.д., теперь уже переездом.

В 1937 году (Краткий справочник Метро, трамвай, автобус, троллейбус, такси), маршрут и остановочные станции меняются минимально, но, автобус уже идет через тоннель:

Комсомольская площадь – Авиагородок

Длина маршрута 18,7 км. Продолжительность поездки 1 ч. 12 мин.

Путь следования: Каланчевская ул., ул. Кирова, театральный пр., ул Горького, Ленинградское шоссе, Волоколамское шоссе, дорога к Авиагородку.

Остановки: Ярославский вокзал. – Ленинградский вокзал (при движении в обратном направлении остановка у Казанского вокзала); ф-ка «Большевичка» (при движении в обратном направлении этой остановки нет). – Орликов п. – Б. Козловский п. – Кировские ворота. – Банковский п.; пл. Дзержинского, угол Театрального п. и Неглинной (при движении в обратном направлении этой остановки нет). – Пл. Свердлова. – Охотный ряд; Советская пл. – Пушкинская пл. – Дегтярный п. – Пл. Маяковского. – Нововасильевский п.; Б. Грузинская ул. – Тверская застава. – ул. «Правды». – Ст. Башиловка (Бега). – Больница им. Боткина; Петровский парк. – Академия воздушного флота. - Стрельнинский п., Лазовский п. – 2-я Инвалидная ул. – Техникум инвалидов; Всехсвятское. – Поселок «Сокол». – Авиационный институт. – Коптево. – Покровское-Стрешнево. – Прядильная ф-ка. – Поворот дороги к Авиагородку. – Переезд Ржевской ж.д. – Поселок Авиагородка; переезд жел. дор. ветки. – Авиагородок.

На участке, который имеет отношение к идентификации и локализации ул. Свободы, интересны остановочные пункты, примерно, от нынешней больницы МПС и до конечной, Авиагородка.

Попробую их локализовать (исходный перечень остановок – 1936 год, сопоставление 1937-й):

Остановка Прядильная ф-ка. – сохраняет свое название в 37-м году. Идентифицировать затруднительно, т.к. остановка явно до нынешнего канала, если ехать из Москвы, с другой стороны, единственные предприятия, фиксируемые в 20-е-30-е годы по материалам карт, которые можно проассоциировать с прядильной фабрикой – фабрика шитых ремней и транспортеров, находится по другую сторону канала (в навигацию 37-го канал уже запущен), фабрика в Иваньково, тоже, не ближний свет от Волоколамки, к тому же, прядильной фабрику в Иваньково назвать сложно (обозначена на карте 1931 как «Мех.крас.», на карте 27-го, как «Крас.»

На 1912 год в округе фиксируются следующие предприятия:

- д. Иваньково - Красильно-скорняжное заведение В.И.Хлопкова, 33 рабочих, с 1900 г.

- с. Покровское-Глебово - Красильно-отбельное заведение А.Н.Гранат, зав. А.В.Шик, 7 чел, с 1897 г.

- с. Покровское-Глебово - шерсто-прядильная фабр. Торг. Дома Н-ов Е.Х.Белишева, 171 чел, с 1898г.

- с. Покровское-Глебово - Пиротехническое заведение Г.Г.Кульганен, 20 чел, с 1904 г.

Т.е., единственным претендентом остается бывшая шерсто-прядильная фабрика Белишева, в советское время – фабрика шитых ремней на берегу Химки, по другую сторону канала. Остановка же, по-видимому, относится к рабочему поселку, оказавшемуся отрезанным от производства (предположительно, на месте трассы канала и современной Инфекционной больницы).

В любом случае, кажется очевидным - остановка Прядильная ф-ка. – предшественник остановки Больница МПС позднейшего времени, естественно, на старой трассе Волоколамского шоссе (нынешний дублер, с которого осуществляется съезд на Иваньковское шоссе).

Остановка Поворот на авиагородок (1936). Поворот дороги к Авиагородку(1937).

Судя по названию, эта остановка находилась еще на Волоколамском шоссе, но перед поворотом на тогдашнего предшественника ул. Свободы. Написание названия за год несколько изменилось, но смысл остался прежним. Здесь стоит отметить, что старая, до 49-51 годов, трасса ул. Свободы начиналась заметно ближе к современной насыпи Рижской железной дороги, чем после перетрассировки, связанной с реконструкцией и парадной застройкой ул. Свободы, начавшимися в 1949 году и, в основном законченными к 1960-у, а северная сторона Волоколамского шоссе находилась существенно южнее, чем после последней реконструкции нулевых годов. Сам проезд к Авиагородку (Свобода) начинался плавным поворотом с Волоколамки достаточно большого радиуса. Поэтому, примерно локализовать остановку «Поворот на авиагородок» 1936-37 гг. можно за трамвайной эстакадой, несколько севернее въезда в старый тоннель, по которому сейчас осуществляется автомобильное движение с ул. Свободы в центр Москвы. Еще в 70-80-х, правда на выезде из нового (построенного в 70-е годы) тоннеля в сторону области, существовала остановка автобусов, следующих далее прямо, по Волоколамскому шоссе, например, №88. С другой стороны, маршрут автобуса №13, в этой своей части, близок маршруту позднее (с 1944) сменившего его трамвая №6, остановка которого ул. Водников существует и ныне. Эти остановки, вероятно, являются наследниками остановки «Поворот на авиагородок» автобусного маршрута №13.


Остановка Переезд М.-Бел.-Балт.ж.д. (1936). Переезд Ржевской ж.д.

Не смотря на то, что во многих сообщениях связанных со строительством Канала вообще, и переносом ж.д. южнее, переходом через нижнюю камеру шлюза №8 мостом Бачелиса говорится, что разбор старой трассы М.-Бел.-Балт.ж.д. начался практически сразу после открытия движения по новому пути, есть основания говорить, что это касалось лишь старых путей с московской стороны Канала. С противоположной стороны эти пути сохранялись достаточно долго, постепенно укорачиваясь. По крайней мере, еще в 1951 году насыпь фиксируется по обеим сторонам ул. Свободы (уже под этим названием):



При некотором воображении, трассу насыпи можно проследить и сегодня, между Химкой и дамбой канала.

Таким образом, в 1937, а, возможно, и позже, мог существовать тупиковый путь от станции Тушино к дамбе канала по старой трассе Виндавской жд. По крайней мере, до Химки. Пересечение тогдашней трассы ул. Свободы и старых путей Рижской ж.д. локализуется чуть юго-западнее нынешнего выезда Вишневого проезда на ул. Свободы (до 50 м), или, что то же самое, юго-юго-западнее угла д. 1 по Свободе (до 70 м).

Определить где именно располагалась остановка не представляется возможным, в виду отсутствия ее привязки к ориентирам на местности, однако, до относительно недавнего времени (до постройки существующей многоуровневой развязки ул. Свободы и Волоколамского шоссе) первой остановкой общественного транспорта на ул. Свободы при движении из центра и последней при движении в центр Москвы была остановка «Канал им. Москвы». Можно предположить, что данная остановка более-менее наследовала остановке автобуса №13 «Переезд через Ржевскую жд».

Остановка склады Заводстрой (1936). Поселок Авиагородка; переезд жел. дор. ветки (1937).

Строго говоря, нет никаких оснований утверждать, что вторая остановка после поворота с Волоколамки в 1936 и в 1937 годах находилась на одном и том же месте. В этом случае, локализация остановки «склады Заводстрой» 1936 года представляется затруднительной в виду сложности локализации этих самых складов.

Остановка «переезд жел.дор. ветки» 1937 года, по названию, приблизительно локализуется в районе нынешнего пересечения ул. Свободы и ул. Тушинская, где в 1951 году ветка от станции Тушино шла по касательной к тогдашней ул. Свободы, а ранее, в конце 30-х годов пересекала ее (это часть той самой ветки, которую проложили к строящемуся заводу №62 ГВФ в марте-апреле 1932 года). Вернее сказать, ул. Свободы пересекла эту узкоколейную ветку, когда строился проезд от Волоколамского шоссе к авиагородку и прежде всего к 62-му заводу ГВФ (позднейший ТМЗ). Более точно локализовать остановку вряд ли возможно, на имеющемся на данный момент материале. Однако, если предположить, что «склады Заводстрой» и «поселок Авиагородка; переезд» это одна и та же остановка, можно локализовать сами склады Заводстроя кварталом от тогдашнего пересечения Циолковского со Свободой, который находился в 20-40 метрах севернее северного угла сегодняшнего дома 8/4 с1 по ул. Свободы, до западного угла ныне существующего здания Автосервиса (вполне возможно, что в основании здания автосервиса лежит еще довоенная постройка относившаяся к складам Тушинской стройки 12-го Заводстроя, хотя та постройка, выполнявшая функции базы хранения еще при массовой застройке Тушино от деривационного канала до полотна Рижской железной дороги в 50-е, с собственным жд подъездом от станции Тушино, видимым на карте съемки 1951 года, имела двускатную крышу с коньком примерно параллельным оси ул. Циолковского, а здание Автосервиса, бывший «Москвич», плоскую), далее, примерно перпендикулярно ул. Циолковского к югу, до современной трассы ул. Тушинская,


далее на юго-восток, пересекая упомянутую ранее тупиковую ветку в районе внутреннего южного угла д. 5 по ул. Свободы, выходя на тогдашнюю трассу ул. Свободы примерно в 15 м восточнее внешнего (к Свободе) южного угла д. 5 по этой улице.

Тогдашняя трасса Свободы проходила в этом месте примерно посередине между нынешней трассой и фасадом д.5. Район упомянутого выше переезда через ветку (позднейшего примыкания ее к Свободе) – нынешний перекресток Свободы и Тушинской – единственное место, где проезжая часть старой трассы Свободы совпадала с новой (прокладка новой трассы началась в 1949 году). Южнее этого места старая трасса шла западнее новой, севернее – восточней (проезд вдоль фасада д. 18 по ул. Свободы практически точно совпадает со старой трассой ул. Свободы в этом месте).

Пожалуй, единственное сохранившееся здание, которое своим фасадом может помнить старую трассу ул. Свободы , д. 22 к1, сегодня фасада, практически не имеет. Он закрыт позднейшим зданием пожарной части д. 22 с1. Оба они спрятались в глубине от проезжей части ул. Свободы, между д. 20 и д. 24.

Под поселком авиагородка, скорее всего, подразумевался комплекс зданий общежитий по ул. Циолковского, упомянутый выше.

Возвращаясь к маршруту автобуса №13

Остановка Авиагородок.

Практически несомненно, эта остановка, конечная, располагалась в районе сегодняшней площадки перед Чайхоной.

Удивительно, с 1 июля(?) 1938 года Тушино город, с 1935(?) рабочий поселок. Но где находился Поселковый Совет и его Исполком, а потом Горсовет и Горисполком, Горком КПСС, наконец, до того, как все они съехались на Свободу 13/2, частично через Свободы д. 8, пока, не вполне ясно.

Есть гипотеза, основанная на смутном детском воспоминании, что Горсовет находился на Советской (Мещерякова), напротив довоенных домов – нынешние д.д. 9 и 12 по Мещерякова, на горке, где сейчас лестница к детской поликлинике №94. На моей памяти там стоял трехэтажное (?) здание, где тогда размещался психоневрологический(?) диспансер, а до того, детская больница, которой передали «переделанное административное здание» еще в 50-е годы. То, что Горсовет был в районе Советской (Мещерякова) отчасти подтверждается фотографией статей в газете «Вперед» (угол д. 16 по ул. Свободы, снято с угла ул Советской и Свободы)

В 1940-м году трасса автобусного маршрута №13 со стороны Авиагородка не изменилась, а вот остановки поменялись здорово, по крайней мере по названиям (из «Вся Москва! 1940-го)

1940 год «В Авиагородок»

Путь следования: Ленинградское шоссе, Волоколамское шоссе, 2-й проезд Авиагородка, ул. Молотова

Остановки: Станция метро Сокол. – поселок Сокол; Авиационный институт. – Коптево. – 1-я Пехотная ул. – Покровское-Стрешнево. – Покровское-Глебово; дома канала Москва-Волга. – Жел. Дор. Больница. – У поворота дороги на Тушино; старый поселок. – Дома Наркомвода. – Горсовет. – ул. Молотова. – гор. Тушино.

Здесь, в пути следования, впервые будущая ул. Свободы названа именем собственным, пока это 2-й проезд Авиагородка. Как 2-й проезд (без добавления Авиагородка) эта дорога фигурирует и в техотчете Канала Москва-Волга «Мосты и дороги». Похоже, на некоторое время это становится официальным названием дороги.

Остановка Жел. Дор. Больница сменяет остановку «Прядильная фабрика». Это название 1940-го года уже прямо ассоциируется с современным «Больница МПС».

У поворота дороги на Тушино; старый поселок – название поменялось, но смысл остался прежним, только, вместо Авиагородка фигурирует уже Тушино. В название включено уточнение «Старый поселок». Возможно, хотя не обязательно, как раз этот интервал дат 1937-1940 фиксирует возникновение Нового поселка за деривационным каналом, а вовсе не пожар лета 1932 года.

Остановка «Дома Наркомвода» в 1940 году, вместо «Поселок Авиагородка; переезд жел. дор.» ветки в 1937.

Характерно, что не «дом», а «дома», хотя из крупных жилых строений с Наркомводом ассоциируется лишь один дом, ныне его адрес Большая Набережная 11, т.н. канальский дом, дом на набережной и прочий фольклер. Но это, действительно дом Наркомвода (Народного комиссариат водного транспорта). Сдан и заселен в 1937-м, в один год с каналом, строительством начат, возможно, в 1934. Вопреки распространённому заблуждению это не самый старый многоэтажный жилой дом в городе Тушино в границах 1938-го. И даже не самый старый из сохранившихся, и, даже не самый старый на Острове. Но вот остальные «дома» - вопрос открытый. Школа №2 (позднее 820, позднее УПК, позднее какой-то техникум) города Тушино довоенная, но насколько правомочно относить ее к Наркомводу?

Тем не менее, это одна из немногих остановок, которую можно локализовать относительно точно, благодаря сохранившемуся ориентиру - «Дому на набережной» (хотя, не помню, чтобы так его называли на моей памяти). Трамвай №6, при движении из центра Москвы к деривационному каналу делает остановку до примыкания ул. Циолковского (для лучшей привязки, это у северного внешнего угла д. 8 по Свободе). В 1940 году д. 8 не было, 2-й проезд Авиагородка шел несколько восточнее – восточной обочиной, примерно, по стене дома №8 выходящей во двор. Так вот, примерно из северного угла двора д.8, от тогдашней трассы дороги отходил проезд, фиксирующийся, по крайней мере, с 1942 года (по данным аэрофотосъемки), а в 1951 имевший даже собственной название – Свободный. Проезд вел, в т.ч., к ныне существующему дому Наркомвода (Большая Набережная 11) подходя к его южному торцу, где под тупым углом поворачивал налево и выходил на улицу, ныне называемую Большой Набережной. Еще на моей памяти, в 70-е, и, даже в середине 80-х (много позже постройки д. 8 по Свободе и ее перетрассировки) часть этого проезда в районе «Канальского дома» фиксировалась и была замощена булыжником, впрочем, как и «Большая Набережная» в этом месте и далее, вниз по каналу (булыжник местами растащили, в какой-то момент, и ниже пересечения со «Свободным проездом» оставалась только песчаная подушка). Напротив южной стены дома Наркомвода, перед поворотом к Большой Набережной, Свободный проезд образовывал площадку, от которой отходила, так же, мощеная булыжником дорога к каким-то не то гаражам, не то автохозяйству и к школе №2.

Надо отметить, что трамвай №6 был запущен в 1944 году (6 или 7 ноября) и в основном повторял трассу автобуса №13 (после запуска трамвая, в 1945-м году, автобус был снят). Логично было бы предположить, что трамвай более-менее повторял и остановки автобуса, во всяком случае, на участке Желдор больница – г. Тушино. И, действительно, еще и в 1955 году трамвай №6 делал остановку «дом Наркомвода» (при том, что Наркомвод канул в небытие, к тому времени, более 15 лет как). Гипотеза состоит в том, что остановка автобуса №13 «Дома Наркомвода» располагалась параллельно остановке трамвая №6 с соответствующим названием, но в единственном числе. На местности это локализуется современным безымянным проездом, ведущим, под прямым углом к Свободе, вглубь застроенной территории выше дома №8, на расстоянии метров 30 от современной трассы ул. Свободы, в случае, если остановка была после Свободного проезда, или на территории нынешнего двора д. 8, метров на 30-40 южнее ранее указанной точки, если остановка была до Свободного проезда (речь про остановку при движении из Москвы. Соответствующая остановка при движении в Москву могла располагаться и вовсе, непосредственно на месте нынешней остановки трамвая (идущего из Москвы). Впрочем, возможно, нынешняя остановка автобусов и троллейбусов «ул. Циолковского», прямо напротив дома 11 по Большой Набережной (почти точно по оси симметрии его фасада) наследовала той остановка 1940-го года, находившейся, разве что, метров на 30 восточнее (ближе к КиМ).

Горсовет. – следующая остановка после «Домов Наркомвода». Есть основания считать, что остановка существовала под этим названием, по крайней мере, до 1955 года (см. выше фотографию из газеты «Вперед» с комментарием, где говорится о новом жилом доме около остановки Горсовет – речь о нынешнем доме №16 по Свободе 1955 года постройки).

Сопоставление немецкой аэрофотосъемки 1942 года (ближайшая по времени различимая фиксация строений в Тушино к 1940-у году) и карты 1951 года съема (последняя съемка до реконструкции Свободы и ее массовой застройки), показывает, что не заводских капстроений, расположенных на разумном удалении от пересечения Советской (Мещерякова) и Свободы, (старой трассы) в 1942-м и в 52-м фиксируется не так уж и много. Это квартал многоквартирных жилых домов к югу от Советской и ближе к Октябрьской (Вишневой) – нынешние дд 7 и 9 по Мещерякова и 12 и 14 по Вишневой, здание школы №3 (до сноса в 2007-м – коррекционная школа №834), и снесенное в 80-е здание на горке к существующей детской поликлинике №94. Предполагаю, что именно это здание, с 1940-го до 55-го, по крайней мере, года, являлось местом расположения городских властей, Горсовет был именно там. Позднее, это здание было реконструировано и передано под детскую больницу. Хотя, не исключено, что использовались какие-то помещения в существовавших с довоенных времен жилых домах. Так до рубежа 80-90-х годов ЖЭК №2 располагался на первом этаже нынешнего д. 7 по Вишневой (подъезд ближайший к углу, выходящему к углу Мещерякова (Советской) и бывшего Советского проезда (выходит на бывший детский сад, нынешнее здание редакции журнала «Вокруг Света»).

Раз речь зашла о довоенном жилом квартале в районе нынешних Вишневой и Мещерякова, нельзя не упомянуть еще четыре постройки, о которых речь еще не шла.

Первая из них - д. 8/16 на углу Вишневой и Долгова, т.н. «Заводской» или «500-й» (хотя, исторически последнее название неверное – на момент постройки этого дома в Тушино не было завода с таким номером). Это шестиэтажный жилой дом 1940-го года постройки – последний крупный жилой дом, построенный в Тушино до войны. Капитальное жилое строительство здесь (по крайней мере, на Острове) возобновилось лишь в 1948-м году, первоначально с двухэтажных построек (сохранились два таких дома – 17А и 17Б по Б. Набережной, 1948 года постройки).

Вторая – детский сад (в 70-80-е – ясли), на месте которого сейчас находится учреждение того же профиля «Золотая рыбка» (д. 14 по Долгова). Первоначально речь шла о реконструкции, однако, то, что вышло по ее результатам, не имеет ничего общего с ранее существовавшим двухэтажным зданием, с застекленной террасой, выходившей на нынешнюю Долгова. Старое здание существовало, по крайней мере, уже в 1942 году, и вряд ли строилось в 1941. Т.е., скорее всего, оно было также, не моложе 1940-го.

Третье – «Керосинка». Если помянутые выше здания имеют хотя бы адреса, по которым о них можно что-то узнать, то бывшая керосиновая лавка ныне скрыта за нагромождением каких-то технических сараев коммунальных служб. Между тем, она фиксируется на немецкой аэрофотосъемке, хотя на карте 1952 года ее нет (этот факт, а также, то, что на аэрофотосъемке здание сложноразличимо, заставляет поставить под сомнение его довоенное происхождение. Однако характер архитектуры - архаично-утилитарный лабаз, говорит в пользу синхронности с соседним детским садом/яслями. С другой стороны, раннее послевоенное строительство в Тушино, также, весьма архаично по архитектуре). Можно разглядеть ее и на современном спутниковом снимке и карте (правда, без адреса).

Название «Керосинка» бытовало еще в 70-е, начале 80-х. Размещался в лабазе в те годы магазин хозяйственных товаров. Работал до конца 80-х.


Четвертое строение – лабаз на углу Вишневой и Циолковского со стороны завода. В 70-е-начале 80-х здесь находился магазин «Молоко», потом, какое-то время в нем продавали моткультиваторы "Крот" и подвесные лодочные моторы "Нептун" - продукцию цехов ширпотреба МПО им. Чернышева. Есть он на немецкой аэрофотосъемке 42-го года и карте 1952 года:





Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account